НА ГЛАВНУЮ // публикации /
123456789101112

 

Концепция становления идеологии самодержавного государства в трудах М.Н. Покровского по истории России.

    Что церковь эволюционирует в феодальную организацию стало ясно уже в Киевской Руси. Не менее ясно проглядывалась зависимость зарождающейся феодальной организации от светской власти. Монастыри были вотчиной князей, их основавших, поставление на кафедру было делом веча или местного князя. Освобождение от этого положения  свалилось  на церковь как  манна небесная  вместе с нашествием монголов. Теперь юрьидически правовое положение её определялось только ханскими ярлыками66, устанавливающими самый полный иммунитет, какой был возможен в то время67.

    Союз с Ордой был столпом, на котором держалось её привелегированное положение. Каков результат сотрудничества? За исключением Твери, чьи князья конфликтовали с ней, мы нигде в XIV в. не имеем крупного народного восстания против хана68.

    В чем же Тверь не сошлась с церковью? Тверь, в лице её князей в том числе, была врагом симонии, то есть права собирать церковные доходы её главой. Это увеличивало власть церкви, как феодальной организации, делало её независимой от светской власти.

    Кроме того Тверь была недостаточно покорна Орде и тяготела к Литве69. Церковь слишком дорожила отношением с Ордой, чтобы позволить великим князьям недостаточное к Орде раболепство. Эти причины и побудили церковь связать свои интересы с московскими князьями. Те были более послушны Орде, да и против симонии не возражали.

    Т.о., церковное объединение России на несколько столетий старше политического. Финансовая организация церкви, единство митрополичьей казны подавляла предпосылки к автономии даже там, где для них была благоприятная почва. К моменту, когда независимость Руси стала реальностью, церковь превратилась в самого крупного70 феодала Руси с четко централизованной организацией. Поскольку Московское государство было детищем крупных феодалов, тем более оно было детищем церкви, именно здесь и было место для возникновения теории единодержавия.

    Московское самодержавие было таким же созданием церкви, как его идеология.

    Огромный вес церкви в принятии политических решений определялся не случаем назначения Алексея регентом Дмитрия, наоборот, назначение есть результат этого влияния.

    Церковь умело пользовалась возможностями, как власти духовной, так и светской и, где противников Москвы нельзя было достать при помощи последней, использовалось церковное проклятье. Иногда эти "два меча"умело сочетались.

    Измена Византии православию в 1439 г. открыла большие возможности и для церкви и для взращиваемой идеологии самодержавия. Падение Византии через 15 лет после Флорентийской унии было прямым результатом измены православию.

 


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Используются технологии uCoz