Идеология - преломление действительности в умах людей, сквозь призму их классовых интересов, это преломление настолько сильно, что она становится кривым зеркалом, дающим несравнимое с подлинным изображение, замаскировывающее действительность.19 История в таком ключе - политика, обращенная в прошлое, самая политическая из всех наук.20     Идеология не порождение ума "кабинетного теоретика", это отражение интересов людей в их борьбе за существование," колоссальный аппарат приспособления в борьбе за жизнь".21 Борьба за существование это и источник развития государства, которое есть орудие классовой борьбы. Оно призвано защитить экономические интересы тех в интересах кого оно действует.22 Сладкие рассуждения о благодетельной роли монарха "стоящего над классами" и создающего общественную гармонию не меняют того факта, что государи вынуждены были во все времена подчиняться общественным условиям, условиям экономики и никогда не диктовали своей воли.23     Какова же в свете выше сказанного роль личности в истории?     Экономическая обусловленность истории не мешает тому, что непосредственно та или другая перемена, может быть результатом сознательного действия людей, то есть результатом влияния идеи. Но идеи, при этом, отражение экономических интересов в мозгу.24     Индивидуальная особенность человека была продиктована ему экономикой его времени. История делается материальными потребностями людей.     Таким образом, любое видение государства как надклассовой организации, есть попытка скрыть его классовую природу. Тезис об объективной истории - есть попытка одурачить массы.25     Задача историка - марксиста состоит в том, чтобы вскрывать марксизмом как отмычкой природу любого политического конфликта с позиции интересов пролетариата.26   |