НА ГЛАВНУЮ // публикации /
1 2 3 4 5 6

 

    Первое официальное политическое мероприятие в ходе которого Иван III был назван самодержцем - поставление митрополитом Симона. Интересная деталь: предыдущее поставление в митрополиты описано влетописях скупо и без пышных определений в адрес Ивана III, просто констатируется факт. Что же произошло между этими событиями, что так разительно изменило отношение к главе государства, что примечательного отмечает летопись в отрезок времени с 1490 по 1495 годы? Перед этой переменой в летописи имеется запись о нападении "ордынских царей Сиить Ахмета и Шиг Ахмета"44 на крымского царя. Иван III, согласно летописи, посылает воевод в помощь хану. Услышавшие о том цари "убояшася и возвратишася от перекопа".45 Факт этот красноречиво говорит о том, что Орда ослабла и вернуть контроль над Русью ей уже не по силам. Окончательно укрепившийся суверинитет и дал Ивану III именовать своё государство "Русииским царством",46 а митрополиту обращаться к главе государства - самодержавный владыка и государь.47

    Другой страницей истории, которая может пролить свет на то, что же имелось в виду под самодержавным характером власти, это венчание на великое княжение Дмитрия Ивановича - внука Ивана III.

    Сам обряд наиболее обстоятельно исследован у Саввы В.48 Он утверждает, что обряд поставления на великое княжение более всего напоминает кесарскую хиротонию, где кесаря ставил император Византии. На Руси великого князя мог до Ивана III ставить только хан и церемония возведения совершалась в присутствии ханских послов.49

    Этим подчеркивалось, что хан через послов ставит великого князя.

    Отца Ивана III - Василия II "в лета 6954 - царь Махмет... пожаловал утвердив крестным целованием".50 Иван Васильевич брал на себя те полномочия, которые до него были лишь у хана Орды. Это политическое меропреятие демонстрировало суверенный характер власти московского великого князя.

    Помочь пониманию того, что под самодержавным характером власти подразумевали в начале XVI века может Хронограф 1512г.

    Воевода Иоанн Мирч, отстаивающий свою независимость в борьбе с "царем Баязидом"51 назван самодержцем, а сербский князь Стефан, действующий по принуждению заодно с Баязидом, просто великий князь.52 Но вот Баязид умер и "...освободилась земля сербская от ярма и подчинения басурманам, и с той поры деспот Стефан стал милостью божией самодержавным господином земли сербской".53

    Говоря о самодержавном характере власти московского государя, полезно привести мнение профессионала: царя Ивана IV. Произведений этот царь оставил много, но меня заинтересовала его переписка с польским коллегой: Стефаном Баторием. К обычному "государь всея Руси" тут прибавлено "самодержец".54 Иван IV противопоставляет свою власть как самодержавную власти Батория. Грозный подчеркивает, что самодержец - это царь "...божьим соизволением, а не мятежным человечества хотеньем".55 Говоря яснее, самодержавием польский король, с точки зрения Ивана Грозного, похвастать не может.

 


1 2 3 4 5 6

Используются технологии uCoz