НА ГЛАВНУЮ // публикации /
1 2 3 4 5 6

 

Учение Томаса Гоббса о власти.12

    Равенство людей от природы вызывает взаимное недоверие, что толкает к войне всех против всех. В этом естественном для человека состоянии он неограничен в выборе средств для обеспечения своей безопасности. Но, ведомый инстинктом самосохранения, человек стремиться выйти из него, и жить по естесттвенным законам данным Богом. Однако, эти законы на войне не работают, отсюда стремление к миру. Мир возможен там, где люди откажутся от своих прав на всё, будут уважать безопасность других. Однако, где гарантия, что соглашение будет соблюдаться? Любое соглашение - сотрясение воздуха без сотрясения его силой, то есть неограниченным правом на всё. Итак, для мирной жизни нужен отказ людей от прав на всё, но соглашение об отказе будет соблюдаться только при использовании силы, способной к этому принудить, то есть при постоянном использовании прав на всё.

    Как Гоббс решает это противоречие? Просто! Люди, путем договора передают способному выражать их интересы представителю свои права на всё, полностью отказавшись от них. Это лицо использует их силы и средства для их безопасности. Объединенная воля, используемая одним лицом, это такая огромная сила, что каждый вынужден ей подчиняться. Такова, по мнению Гоббса, природа абсолютной власти монарха или собрания, которого люди выберут своим представителем.

    Поскольку истинную безопасность люди получили от суверена, то тот имеет право распоряжения их жизнью и её сохранность в воле суверена. Значит, он имеет неограниченные права на собственность граждан. Поскольку в естественном состоянии войны хороши все средства, даже плохие, то понятие о хорошем и плохом для всех дается лишь при суверене, даже святость есть порождение усердия по исполнению предписаний относительно религии, данных сувереном. Все законы общежития устанавливаются сувереном, но он над законом, иначе как он его будет устанавливать? Однако суверен не может нарушать естественные законы ибо установлены те не от него, а от Бога. И, хотя суверен может лишить жизни или собственности гражданина и будет виновен лишь перед богом, а не перед людьми, давшими ему это право, Гоббс не считает это желательным, по той причине, что именно стремление гарантировать неукоснительное соблюдение естественного права и сотворило суверена. Пренебрегая этим правом он рубит сук на котором сидит, что ведет к болезни и смерти государства.

 


1 2 3 4 5 6

Используются технологии uCoz