НА ГЛАВНУЮ // публикации / 1 2 3 4 5 6   |
    По Феофану Прокоповичу13 состояние безвластия грозит огромными бедами, ибо злоба людская 14 ведет к междоусобиям и варварскому нахождению.15 В людей вложены Богом законы нормального общежития, однако, они (т.е. люди) сами не в состоянии преодолеть свою злую природу. Для того, чтобы люди жили по естественным законам, а не истребляли друг друга необходим страж, следовательно, существование власти - первейший из законов. Стремление повиноваться власти вкладывается в людей Богом16, поэтому нет власти не от Бога и противиться ей - противиться Богу.17 Для неукоснительного соблюдения законов Бог, в виде особой милости, дарует народу "колено Романовых"18 ибо только наследная монархия способна полностью спасти народ от ужасов безвластия.19 Именно из божественного происхождения власти и вытекает необходимость повиновения ей. Почитать как волю божью следует даже капризы строптивых царей, Бога не знающих, о неподчинении богодарованному царю вопрос вообще не стоит. Такой царь и клиру может издавать повеления.20     Однако, Прокопович не мог игнорировать того факта, что по пресечении колена Владимира цари неоднократно избирались, не исключение и Романовы. Как это обстоятельство сочетается с идеей божественного происхождения династии? Как ни странно, именно этот факт из российской истории и кладет он в основу своей аргументации. Занявший престол, но движимый не Богом, а честолюбием и теряет скипетр от честолюбия, что ясно видно на примере Годуновых. Плохое начало в людях перевешивает и без божьего влияния они не могут прийти к соглашению, только влекомые Богом, они избирают богоугодного монарха.21     Сопоставляя взгляды этих мыслителей на абсолютный характер власти, ясно видно, что под эту идею подводятся разные идейные основы. У Гоббса Бог, снабдив людей естественными законами, не дал механизма их реализации по причине механизма их реализации по причине чего те вынуждены договориться о его создании. Отсюда вывод: власть абсолютна из договора! Следовательно ссылка на Бога, как источник власти, это явная ложь.22 У Прокоповича механизм реализации получен людьми от Бога в комплекте с естественными законами и всякая власть от Бога, следовательно, она абсолютна. В понимании естественных законов тоже есть отличие. У Гоббса божественное их происхождение ограничивает власть суверена, первейший же закон - желание себя обезопасить. У Прокоповича желание повиноваться власти и есть главный закон, даруемый Богом. Отсюда, страж уподобляется Богу. Тот факт, что Гоббс не видит разницы в природе власти монарха и собрания23, тоже может говорить об их отличии, ибо у Прокоповича монархии не альтернативы, другой взгляд по нему - лишь "умствования политических учителей".24     Сопоставление с Гроцием тоже говорит об отличии: можно отметить возможность отстранения сюзерена в случае нарушения закона или измены, превышения полномочий, данных народом. Согласно взглядам принятым правоведением царской России: Прокопович - певец абсолютизма, здесь его нет и в помине. Гроция25, по этой причине, нельзя считать за источник воззрений Прокоповича.     Так кто же был вдохновителем его взгляядов? Слова святого Петра о повиновении строптивому царю26 употребил ещё патриарх Антоний в послании к московскому князю Василию Дмитриевичу.27 Идею о избрании Михаила Федоровича по причине внушения этой мысли Богом высказал ещё Авраамий Палицын и высказал её задолго до Прокоповича.28   |