НА ГЛАВНУЮ // публикации / 1 2 3 4 5 6   |
    Самодержец, исходя из всего вышесказанного, это государь, не обязанный своей властью ни факту избрания, ни факту пожалования со стороны: хана, веча, собора и т.д. Самодержавная власть - это власть наследственная, "по отчеству", от Бога. Такое её понимание обьясняет, почему за сто лет до Прокоповича публицист доказывал, что факт избрания царя в его власти ничего не меняет. Это Бог посредством людей избрал его на царство.     Ссылка на божественную природу царской власти имеет принципиальный характер в отечественной политической мысли и Прокопович последовательный продолжатель её традиций. Его взгляды и видение власти Гоббсом и Гроцием - две несовместимые вещи.     Итак, что можно сказать в качестве подведения итога? Хотя в теории самодержавной власти "в исполнении" Прокоповича есть некоторое сходство с школой естественного права, но оно в деталях. Сходство в элементах давало право говорить о идеологе петровских реформ как о продолжателе традиций западных мыслителей, о которых говорилось выше.     Но из одного и того же строительного материала можно построить разные и по фасаду, и по назначению здания, то же можно видеть и здесь. Если расширить свой взгляд с элементов на всю теорию самодержавной власти, то с совершенной очевидностью выпирает принципиально иной подход к ней, нежели у западных философов.     Что же мешало увидеть эту принципиальную отличность правоведению императорской России? Почему они с завидным упорством не хотели замечать разницы? Почему для них даже Гроций с его взглядом на ограниченность монархии оказался более подходящим предшественником Прокоповича, нежели отечественная политическая мысль, обожествлявшая царскую власть?     Обьяснить это можно только одним! В момент, когда идеология Прокоповича вновь попала "в орбиту" интересов правоведения определенные представления о самодержавии уже сложились и были достаточно прочны. Именно поэтому новый виток интереса к идеям петровского идеолога не сломал стереотипы, а сама эта теория стала восприниматься сквозь них в преломленном виде. Теория естественного права с её идеей общественного договора подходила под взгляд исследователей тех времен на самодержавие как надклассовую силу, действующую в интересах всех сословий.     Культивирование теории естественного права давало возможность развить идею сплочения всех сословий вокруг престола, поставить "на новые рельсы" старую идею в условиях постоянного развития общества. Обновить аппеляцией к Прокоповичу стареющий фасад самодержавной идеологии.     Не потребность выяснить новое, а желание закрепить старое, уже сложившееся представление о самодержавии и обьясняет, в свете всего сказанного, те противоречия во взглядах, о которых говорилось выше.   |