НА ГЛАВНУЮ // публикации /
1 2 3 4 5 6

 

Отечественная политическая мысль о самодержавии.

    Далее будет предпринята попытка выяснить: чем власть монарха как самодержца отличается от его же власти, но только в качестве государя.

    Термин "государь" впервые замечен в псковской судной грамоте и обозначал хозяина чего - либо.29 Затем он перешел на феодала и называли так, как правило, сюзерена. Яркое тому доказательство - одна из грамот Великого Новгорода о пожаловании игумена Соловецкого монастыря землей. В ней архиепископ назван "господин", так же титулован посадник, но весь Великий Новгород в лице Веча титулован "государь".30

    Явно видно: государь - сюзерен, непосредственно пожаловавший землю монастырю, своему вассалу, чье благополучие на всей воле города. Интересна разница в употреблении терминов "господин" и "государь". Так, договорная грамота тверского великого князя Алексея Михайловича от 1326 - 1327 гг.31 В ней в адрес князя использовано обращение "господин" и содержится просьба присягнуть по старине, поцеловав крест, далее условия договора. То же повторилось в 1446 - 1447 гг. с другим тверским князем по поводу границы.32 Примечательно, что господином названа договаривающаяся сторона, которой ставятся условия. Теперь взглянем на договорную грамоту Новгорода и Пскова с епископом юрьевским о перемирии от 1474г.

    В ней Иван III выступает как гарант соглашения и назван государем.33 Его наместник дал руку и печать, остальные целовали крест.34 Ясно, государь, в отличии от господина, крест не целует и присяги не дает. Присягают господа, а не государи. Грамота Пскова от 1477 г. именует адресата царем и бьет челом, называя его отчиной, далее идет отчет о исполнении воли государя.35

    Господин - равная договаривающаяся сторона, которой можно поставить условия и со стороны которой возможна присяга о их исполнении. Государь - хозяин земель обращающнгося. Не случайно, что обращение "государь" со стороны новгородских послов послужило прекрасным поводом к ликвидации республики.

    Встает вопрос: в каком отношении был великий князь "государь всея Руси" к обращавшимся к нему? Многое может прояснить сцена пленения удельного князя Андрея, арестовывая которого князь Ряполовский сказал: "Государь, арестован ты братом старшим"36 (тоже государем). То есть государь, владетель, арестован сюзереном.

    Говорить о переломе в понимании государственной власти можно из эпизода перехода Волоколамского монастыря под покровительство Василия III. Иосиф попросил покровительства и тем изъял монастырь из владений удельного князя Федора, пожалованиями которого монастырь обязан своим существованием.37 Архиепископ Серапион, церковный начальник Иосифа, обвинил того в переходе к земному царю от небесного.38 Игумен ловко повернул тезис против его автора, высказав мысль, что негоже называть удельного князя небесным, а царя земным. Явно видно, что Серапион не настолько глуп, чтобы утверждать подобное, иначе он не смог бы добиться второго поста в церковной иерархии. Сочуствие низложеному архиепископу было настолько сильным, что Иосиф вынужден был оправдываться,39 говорить, что называл того не господином, но государем. Опять противопоставление понятий. Факт сочуствия говорит о том, что Серапиона считали правым и можно передать смысл фразы, ставшей роковой в его церковной карьере, так: игумен отказался от порядка освященного Богом в угоду земным интересам. Иосиф от мысли оппонента развил своё учение о власти и отношении к ней подданных, более соответствующее новым политическим реалиям, нежели те, о которых вздыхали, сочуствием архиепископу. По мысли Иосифа царь является государем над государями и священно лишь то, что от него исходит, он определяет порядок, стоя над ним,40 как земной бог. Новый порядок, идеологию которого так удачно изложил Иосиф, и родственников царя делал его холопами. Андрей, брат Василия III, вызванный в Москву, называл себя холопом малолетнего царя.41 Можно утверждать, что понятия государь - холоп находятся в прочной связке как две противоположности. И когда другой Андрей: Курбский упрекал царя за убийства бояр,42 то получил ответ царя, в котором тот утверждал, что волен государь в своих холопах.43 Можно говорить, что именно этот термин более соответствовал понятию абсолютизм.

 


1 2 3 4 5 6

Используются технологии uCoz