НА ГЛАВНУЮ // публикации / |
Каждая педагогическая эпоха породила своё поколение технологий. Однако в отличие от поколений компьютеров или людей, все они продолжают существовать и развиваться, вследствие чего сегодня лучше говорить о классах технологий. Гузеев В.В. и Бершадский М.Е. выделяют четыре класса образовательных технологий: 1) "Традиционные методики" выросли в рамках эмпирической парадигмы: основной учебный период - урок, используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы. Речь идёт не о методиках как таковых, а о технологиях, созданных внутри частнометодического подхода. По основному учебному периоду эти технологии можно назвать урочно-блочными. Технологий этого класса довольно много, но почти все они предназначены для решения ограниченных задач или существуют внутри частных методик и узкопредметны. Типичные представители таких технологий - технология классического семинара для решения ограниченных задач повышения эффективности обучения А.М.Кушнира. Но это не означает, что они слабы и не эффективны. На своём этапе такие технологии дали очень высокие результаты.2) Модульно-блочные технологии являются наиболее типичными для разработок в рамках алгоритмической парадигмы: основной учебный период - модуль или цикл уроков; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные контрольные работы или зачёты по окончании изучения темы. Типичный представитель этого поколения технологий - технология комплекса средств учебного оборудования, разработанная Г.Г.Левитасом, М.В.Воловичем и их группой. 3) Цельноблочные технологии представляют вторую волну разработок в алгоритмической парадигме: основной учебный период - блок (уроков); используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный; преобладающие организационные формы обучения - лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие устные опросы или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или письменные зачёты по окончании изучения темы. Типичные образцы цельноблочных технологий - лекционно-семинарские системы разных видов. На сегодняшний день - это технологии, которые не ставят перед учениками задачи самостоятельного поиска знаний. Понимание человека как субъекта собственной жизни, активной и самостоятельной силы в созидании общества, высшей ценности и "мерила всех вещей" привело к рождению новых ценностей образования. Овладение способами взаимодействия с миром внутри и вне себя вместо пассивных знаний об этих мирах, построение субъективной системы ценностей в согласии с объективными ценностями позволяют современному школьнику войти ответственным, критически мыслящим в открытое общество. Эти новые цели неизбежно приводят к изменению образовательной парадигмы. Наступает эпоха деятельностно-ценностной парадигмы образования и единого глобального образовательного сообщества. Новое время требует коренным образом изменить содержание образования и создать принципиально иные образовательные технологии. Одним из первых шагов в этом является разработка, создание информационных или компьютерных технологий. Начиная работу в этом направлении основную свою задачу в обучении я видела не только в бессмысленном использовании информации Сети, не просто в разработке учебных сайтов, а в возможности использовать информационные ресурсы в качестве демонстрационного материала, поискового, с целью решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов. Такое образование нуждается в особой технологии - деятельностно-ценностной. С этой целью у нас в школе была создана МАША - малая школьная академия. На её Днях науки учащиеся представляют проекты по отдельным темам и направлениям с использованием возможностей всех информационных рядов. Это и презентации, и сайты с обучающими элементами, и просто компьютерные программы, которые мы используем при работе. Например, созданная Тощевым А., учеником 10 Р класса, программа универсального тестирования используется мной на протяжении трёх лет для проведения итоговой аттестации по истории. Разрабатывая проекты-презентации по темам всеобщей истории и истории России учащиеся пытаются глубоко вникнуть в следственно-причинные условия, понять причины происходящих событий, логически связывая материал для рационального использования его не только на уроках истории, но и в деятельности других школьных дисциплин. Темы проектов учащиеся получают в качестве опережающих заданий. Для контроля уровня знаний учащихся, помимо тестирования, используется диагностика прогресса, где виден рост или спад уровня знаний учащихся. На уроках активно используется иллюстративный материал, который дают всевозможные мультимедийные энциклопедии, просто Сеть. Работа над дальнейшим развитием этой технологии продолжается на различных уровнях. Ей сегодня уделяется самое пристальное внимание, потому что раскрываются возможности для более активного самообразования учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Материалы не охватывают всего разнообразия проблем и феноменов информационной технологии. Исследования продолжаются и разворачиваются новые серии экспериментов. На сегодня принципиально важными и приоритетными представляются следующие проблемы: 1) разработка системы мониторинга успешности для всех субъектов образовательного процесса в информационной технологии.2) создать субтехнологию формирования и развития критического мышления. 3) выработать критерии отбора культурных образцов к задачам. В настоящее время весьма важным оказывается понимание того, что развитие человечества существенно зависти от уровня образования, что переход в режим последовательного развития общества предполагает внедрение новых образовательных технологий с расчётом на два-три поколения вперёд. Системы образования, которые медленно меняют и развивают свой уклад, становятся тормозом развития общества. Для решения современных психолого-педагогических задач, стоящих перед обновляющейся школой, необходимо кардинально сменить приоритеты целей обучения, на первый план следует выдвинуть развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной активности. Развитие умственной и творческой активности школьников в процессе усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки к труду как умственного, так и физического. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой труд, умение его организовать, критически осмыслить и оценить.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
|