НА ГЛАВНУЮ // публикации / 1 2 3
|
ВВЕДЕНИЕ Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают активно школу, которая меняется, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. XXI век выдвинул перед педагогическим образованием особые задачи и, в первую очередь, задачу подготовки учителя-гуманиста, высокопрофессионального, компетентного, творчески развивающегося. Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе. Если рассматривать педагогические технологии как организационно-методический инструментарий, то наличие различных образовательных технологий, постоянное появление новых требуют от учителя гибкости, творчества, высокого педагогического мастерства. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. За последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между "фронтальными" формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения. Определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения. Это и организационное переустройство учебного процесса с учётом психофизиологических особенностей детей, и совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов школьников, реализацией их творческого потенциала, и рационализация процессуальных основ обучения и воспитания, позволяющая сделать приоритетным развитие личности школьника. Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы. Переход массовой школы от традиционной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа: первый - внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями; второй - перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Внедрение развивающего обучения требует не только адаптации ученика к новой школе, не только психологической готовности детей к новым способам обучения, но и кардинального изменения педагогической парадигмы - отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиля поведения педагога - таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует. За последние десятилетия отечественная наука продвинулась в реализации проблем адаптационного обучения, внедрения новых педагогических технологий, работающих в развивающем режиме, таких как "Дидактическая система Л.В.Занкова", "Развитие" А.В.Запорожца и Л.А.Вангера, "Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова" и другие. В.П.Беспалько справедливо замечает: C…Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя". Проектирование педагогической технологии заключается в разработке программы воздействия на замыслы и деятельность участников педагогического процесса путём выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов. Существует множество определений понятия "педагогическая технология". Вот некоторые из них: Существенными чертами современных трактовок понятия "педагогическая технология" у Ксензовой Г.Ю. являются следующие: - органической частью педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. Огромное внимание в последнее время уделяется практическому использованию информационных (компьютерных) технологий. По мере того, как в образование входит Интернет, среди профессиональных педагогов растёт понимание того, что мир стоит на пороге кардинального изменения образовательной парадигмы. Компьютерные технологии развивают идеи, открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети. Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение "поддерживающей информации", наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы. Новые информационные технологии - это педагогические технологии сегодняшнего дня, дающие возможность сегодняшним ученикам по-новому представлять изучаемый материал, систематизировать его. Для учителя - это расширение возможности применения на уроке наглядности (или при локальной сети в кабинете, или при помощи мультимедийного проектора). Новые информационные (компьютерные) технологии ведут педагогику к эпохе деятельностно-ценностной парадигмы образования и единого глобального образовательного сообщества. Особенно ярко компьютерные технологии представлены в работах заведующего кафедрой образовательной технологии АПКиПРО, доктора педагогических наук Гузеева В.В. и профессора этой же кафедры Бершадского М.Е. В нашем ИРО РТ этой проблемой занимается доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин Софронова И.В. |