НА ГЛАВНУЮ // публикации /
1 2 3

 

Идеологические основы реформ Петра Великого.

 

    Обязательный минимум содержания исторического образования во втором концентре, ориентирует учителя на изучение в старших классах в курсе истории России исторических источников. Современные педагогические технологии ориентируют учителей на использование проблемно-поискового метода. В течение ряда лет моей методической темой является "Изучение исторических и правовых источников с помощью проблемно-поискового метода на уроках истории и обществознания".
    Предлагаемая разработка урока по теме: "Идеологические основы реформ Петра I " предполагает открытие дискуссии среди учителей истории и обществознания по данной проблеме.

Ход урока.

    Во вводном слове учитель акцентирует внимание учащихся на проблематизации материала. Именно несоответствие известного школьникам материала о Петре и нового о взглядах Феофана Прокоповича вызывает интерес у школьников и стимулирует их познавательную деятельность.
    Опережающим заданием для учащихся было знакомство с новыми ддя них историческими источниками «Слово похвальное в день рождества благороднейшего государя царевича и великого князя Петра Петровича», и "Слово о власти и чести царской яко от самого Бога в мире учинена есть..."
    Один из учащихся знакомит класс с политической биографией Феофана Прокоповича, Учащимся предлагаются вопросы ддя обсуждения по теме урока:
    1. Какие различия видит Ф.Прокопович между монархией наследственной и избираемой?
    2. Как Ф.Прокопович подчеркивает божественное происхождение монархической власти?
    З. В чем он видит долг и счастье народа?
    4. Чем он объясняет "виктории " Петра ?
    5. В чем состоит идеологическая связь между реформами Петра I  и деятельностью Ф.Прокоповича ?
    Обсудив вопросы, учащиеся делают вывод о том, что монархические взгляды Ф.Прокоповича доказывали происхождение власти Петра I  от Бога. Кроме того, учащиеся в результате исследования источников установили, что успех реформ Петра I  во многом зависел от этих взглядов. Затем учащиеся отвечают на вопрос: "Какие сословия разделяли взгляды Прокоповича и были заинтересованы в реформах ?" Школьники отмечают дворянство, купечество и объясняют заинтересованность этих сословий в реформах. В заключительнрй части урока учащиеся отвечают на вопрос о том, каким было отношение к реформам Петра со стороны народных масс. Для этого им предлагается прочитать 3 - й абзац из § 45 учебника Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. История России XVIII-XIX веков.10-й класс. Изучив материал учебника школьники вновь делают вывод об идеологической основе всех преобразований Петра I.
    В заключении урока учащиеся делают вывод о том, что в формировании абсолютизма в России при Петре I  важную роль сыграли взгляды Прокоповича.
    Таким образом проблемно - поисковый метод как метод исторического исследования и способ стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащихся позволяет не только констатировать исторические факты, но и углубленно изучать их.

 


1  2  3 

Используются технологии uCoz