НА ГЛАВНУЮ // публикации /   |
Ф.10/ оп.2/ ед.хр.886
Лукашенко Николай
В чем и как проявлялась религиозность и церковность русских князей и государей в XVI – XVII веках.
Курсовое сочинение студента 54 курса / 1909 – 1913/ Императорской Духовной Академии.
Прочитано рец. 27. 08.1913.
Краткое содержание работы.
    Лукашенко свою работу прямо посвящает 300-летнему юбилею дома Романовых. Работа призвана выяснить, какое место занимает в жизни князей и государей религиозность и церковность. Для этого автор прослеживает весь их быт с целью определить важность религии, церковного обряда и самой Церкви в их жизни. Анализу самодержавной власти посвящена пятая глава исследования: «Идеал обязанностей князя и государя по взгляду письменности, общества и самих государей» (НАРТ, Фонд 10, опись 2, ед. хранения 886, С. 259) Идея о богоустановленности власти пришла на Русь с христианством, но до Флорентийской унии прочную почву у нас она не имела. События же с нею связанные выгодно оттенили деятельность великого князя, как ревнителя и поборника православия. Свержение ига подтолкнуло к окончательному оформлению взгляда о перенесении на Русь значения Византии. Лучшие умы Отечества: Иосиф Волоцкий, Архиепископ Геннадий, митрополит Даниил, Феодосий – арх. Новгородский, митрополит Макарий, Зиновий Отенский размышляли о месте государя в жизни общества. Они осмысляли прошедшие политические события, связанные с судьбой Византии и пришли к выводу о главной причине ее бед в потере благочестия от которого, в основном, и зависит благополучие государства. Именно о нем должны заботится государи в первую очередь. Пренебрежение этой обязанностью ведет к гибели государства. В чем же должна проявляться роль государя как ревнителя веры? Это попечение о церкви и божественных правил, укрощение и смирение еретиков, обращение неверных в христианство. Иными словами, государь, с точки зрения иосифлянского направления, не только верховный гражданский владыка, но еще и блюститель религиозно-нравственного состояния общества, «пастырь» вверенных ему «овец». (Там же. – С. 264,274) 
259
Глава V
260
  Идея о богоустановленности власти пришла на Русь с христианством. По ней князья ответственны перед Богом, т. к. являются Его заместителями на Земле. Так, митрополит Никифор в посланиях к Владимиру Мономаху говорил…261
  …о необходимости заботы адресата о чистоте православия. Идея же о соблюдении чистоты веры не находила себе прочной почвы до событий вокруг Флорентийской унии. После же нее Василий II, собрал епископов, архимандритов, и др. высших иерархов Церкви.262
  На основании решения этого собрания Исидор был заключен в монастырь. В умах современников выгодно оттенилась деятельность великого князя, как ревностного поборника благочестия и единственного истинного православного государя.263
  Взгляды же о перенесении на Русь прежнего значения Византии получили толчек к окончательному оформлению событиями свержения ига. Попытки создания стройной идеологии по оправданию религиозно-политического значения Руси носили, по мнению Дьяконова, фиктивный характер и отличались мистицизмом. Однако, если принять во внимание те выводы, которые вытекали из этих теорий, то можно говорить о их реальном значении. Именно практические выводы из них и важны для нас.264
  Старец Филофей в своих посланиях сообщает своей формулировкой теократический взгляд на всемирно-историческое призвание России и дает религиозное освящение власти государя. Геннадий ставит в пример испанского короля и считает, что главное, о чем необходимо заботиться государю – о нестроениях церковных и беспорядках. Государь должен быть строгим ревнителем веры.265
  Иосиф на основании библейских и византийских источников считает, что цари должны быть пастырями, охранителями Церкви от «волков» и отмстители Христу на еретики.266
  Под страхом суда Божия во 2-е пришествие, царю необходимо быть покровителем церкви и искоренителем ереси.267
  Пренебрежение этими обязанностями ведет к гибели всего православного царства и суду Божию на государя. Попечение церкви дает государю главенство над Церковью и именно к его суду должна прибегать церковь во всех своих обидах.268
  Значит государь – правитель ничем не ограниченный, кроме божественных правил в области церковной и гражданской.269
  Даниил смотрел на власть как на учреждение божественное, совершающее: отмщение злодеям, похваляющее благотворящим. Важно для власти попечение о божественных законах и охранение рода людского от волков-еретиков. Максим Грек говорил о важности для власти соблюдения человеколюбия, милосердия, правосудия. Феодосий – архиепископ Новгородский, считал, что главное внимание власть должна уделять охране благочестия.271
  Макарий, устроитель монастырского общежития, призывает Василия III оказывать попечение о церквах. По Сильвестру, в руках царя вся полнота государственной власти и государственного разума.272
  Укрощение и смирение заблудших от Бога, обращение неверных, быть пастырем овцам ему вверенным – вот забота царя. Зиновий Отенский считает, что забота лишь о себе со стороны царя губит государство.273
  Необходимо с царской стороны блюсти пользу общую, в благочестии и благонравии. Из изложенного выше мнения о власти со стороны иосифлянского направления видно, что царь – не только властитель гражданский над вверенным ему народом, но и носитель его нравственно-религиозного мира, блюститель274
  и защитник православного христианства и Божией правды. Ему принадлежит власть верховного покровителя церкви, охранителя ее благочестия, а значит он - достойный наследник греко-римской императорской власти.275
  Представители же нестяжателей не окружают государственную власть ореолом божественности и проводят линию полной независимости церкви от нее. Они концентрируют внимание на недостатках ее но принцип власти у них тот же, что и у Иосифа.276
  По князю Курбскому царь должен оборонять народ от варваров, судить праведным судом и управлять в кротости и милости.277
  В предложении всех чинов об избрании государя говорилось, что при царях все в России было хорошо. Благополучие множилось, стоило исчезнуть власти царской и разорение с запустением охватило землю.278
  Без государя никое дело не строится и вера терпит разорение от латынян. Эта мысль о громадных обязанностях государя не раз мелькала в обществе.279
  Инок Амвросии Алексею Михайловичу: «…вся тягота церковная на твоей выи висит…». Царь, по мнению собора 1660 года, подобает попечение о благе церковном и о спасении душ православных.281
  Сами русские князья считали, что от правильного течения церковных дел зависит благо государства. Сам Иоанн Грозный не раз открыто заявлял, что283
  обязанность государя – быть защитником чистоты веры и благочестия. Его обязанность – защита от зла, устроение земли православной. Царь – носитель истинно христианского православного самодержавия. Собственно говоря, Иван Грозный себя и считал поставленным от Бога для этого.284
  В его святой воле правити и строити Богом преданное ему стадо христовых овец всего православного христианства.285
  Он хорошо понимал свою ответственность за грехи и перед Казанским походом молил, дабы не отозвались на нем грехи его юности и на великом множестве народа.286
  Алексей Михайлович считал, как видно из его послания к патриарху Макарию, что главная его обязанность как государя – попечение о здравой вере и о мире церквам. Тогда, по его мнению, и нам Бог посылает мир, благо, врагов одоление. Федор Алексеевич в грамоте об устроении академии пишет о своем долге охранения православной веры и обережении ее от еретиков.287
  Служилые князья, давая клятву повиновения государю, помышляли оборонять покой Руси от врагов православия, стоять за пречистую веру, т. е. брали те же обязанности, что и государь, только меньшие по объему и ответственности.289
Участие князей и государей на соборах и вообще в церковных делах.
290
  Ими осуществлялась подготовка материалов для соборных обсуждений, увещевание за стойкость в вере, за соблюдение правил церковных.291
  На стоглавом соборе забота о благочестии божиих церквей и о его царском благочестии, на которое пастыри церкви его постоянно должны были наставлять, была основным мотивом выступления царя.292
  Дух святой призывает их воспрещать ему быть ослушником божиим правилам.293
  На соборе 1666 г. царь проявил глубокую ревность Божьему делу и сыновнее почтение к представителям церкви, оправдав, тем самым, свое звание божественного уполномоченного.294
  Забота о церковных беспорядках всегда была делом государей на соборах. Грозный поднимал вопросы церковных имуществ, монастырских деньгах, внешних и внутренних дел церкви.295
  Его замечания касаются самых мелочных подробностей церковного порядка, например: а может ли мыться муж с женой? Государи имели самое близкое участие в церковных делах:297
  - в избрании иерархов от митрополита до перемещения епископов298
  - избрание настоятелей монастырей и заботы о монастырском благочестии.310 – 312
  А можно ли понимать такое их широкое участие в церковных делах, как показатель того, что носителем высшей власти у нас был государь? По нашему мнению факт широкого участия в делах церкви имел другое значение.313
  Как известно государи наши были хорошими начетчиками, знатоками церковного устава. Вопросы о хождении полосонь, о сугубой алилуйе, о церковных звонах и т. д., все это были вопросы настолько живые и затрагивающие их, что интерес к ним был не меньший, чем к чисто государственным. Это и побуждало их принимать в решении подобных дел самое живое участие.314
  Соборы церковные не были органом царского законодательства по делам Церкви, как считает Каптерев и др.. По ним соборы эти были аналогом думы, но в религиозных делах. Сама царская власть утвердила другую точку зрения.317
  Собор 1667 г. по вопросу оботношениях царя и патриарха заключил, что царь решает дела политические, патриарх – церковные / И. С. Бердников «Основные начала…» - С.254-255./. Значит, по воззрениям самого большого собора и присутствовавшего на нем царя власть в церкви принадлежит не государю, а епископату.318 – 319
  Но для проведения в жизнь решений его и необходимо было содействие государства. Отсюда желание видеть в царе пособника в делах христианского воспитания общества. Это мнение разделяли цари, считавшие себя сынами церкви. Это вытекало из убеждения, что от благосостояния Церкви и благочестия народа зависит320
  процветание государства. Соответственно своему мнению о роли царя Церковь и обращалась к тому за поддержкой и защитой. По просьбе и помимо просьбы Церкви, государи подчиняли государство действию церковных законов, возводя те на степень законов государственных.321
  Цари требовали их выполнения под угрозой наказания.323
  Князья и государи глубоко входили в жизнь церкви и попечение о ней есть важнейшее проявление их религиозности и церковности. Пока это попечение оставалось таковым и не было вторжением в дела церкви, то та не считалось нужным протестовать, лишь благодарила Бога за таких государей. Т. о. Наметился союз Церкви и государства. Но в то время власть в церковных делах принадлежала 1-й а второй лишь попечение о Церкви. И если царь и объявлял что-то церковным законом, то по совету Духовенства или независимо от этого по своему религиозно-церковному чувству. Но не иначе, как от имени духовной власти.324
  Лишь согласие Духовной власти давало таким инициативам силу.325
  Правда в то время имели место властные вторжения в дела Церкви, но эти случаи не могут говорить о картине в целом. Это лишь отступления от нормы. Церковь выражала протест в таких случаях. Цари, осознавая свою неправоту, смирялись и покорялись перед духовной властью /Иконников – С.460-461 ; Макарий – Т. 4 – С. 165, 302./ .326
  В основном, цари проводили через соборы свои повеления, но если бы они осознали, что они и без них – главы Церкви, то в созвании соборов надобности не было бы. Много бед было от того, что епископы были в этих решениях потаковниками светской власти, вместо того, чтобы указать ей ее место в отношении Церкви.327
  С другой стороны, тесная связь Церкви с государством и религиозность государейделали тесной связь Церкви с государственными делами. Духовенство, как представитель той жизни, которая имела доминирующее значение для государей, не могли не занимать видных позиций при царском дворе. Именно они и были его главными советниками. Цари испытывали глубокое почтение к Духовенству, считая себя сынами Церкви. Духовенство в их глазах было руководителем и учителем им во всем.328
  Отсюда потребность совета во всем и благословения на государственные дела, скрепления государственных грамот подписью и печатью деятелей церкви.329
  В нашем государстве всегда повелось с началом важных государственных дел пригашать Духовенство. Епископы считались действительными членами совещательной царской Думы.331
  Все основные законодательные своды XVI-XVII веков были составлены и изданы при содействии и с благословения Церкви. При обсуждении вопроса о женитьбе государя присутствие церковных иерархов было необходимо.332
  Мнением их государи всегда дорожили, поскольку те всегда были охранителями народных интересов, монархических начал, спокойствия и внешней безопасности Отечества.333
  Поэтому, в допетровской России вера одушевляла все стороны государственной жизни. Со времени Петра все изменилось. С отдалением значения Духовенства334
  исчез обычай печалования за опальных.335
Имущественные привилегии Духовенства
336 - 338
  Множество грамот не дошло до нас, но из того, что есть можно заключить, что все князья и цари отличались необыкновенным рвением в деле обогащения Церкви.339
  Главное, что к этому их побуждало, это обеспечить спасение души своей. Для приобретения уверенности, что Церковь не перестанет молить за них Всевышнего, они награждали монастыри имуществом.341
  Существование панихидного приказа в XVII столетии и обычай отдавать часть наследства усопшего церкви – лишний показатель того огромного значения, какое имели молитвы Церкви о душе усопшего. Пожалование имуществ Духовенству и было средством добиться этой цели. Мысль одаривать Церковь была побуждаема необходимостью сохранения здоровья, и об этом тоже молило Бога Духовенство.342
  Забота о Церкви сопровождалась стремлением оградить ту от тягот343
  особыми жалованными грамотами. Существовал обычай подтверждения новым царем того, что пожаловал прежний.344 - 345
  Обеспечение Духовенства на будущее вошло в систему. К привилегиям, которыми пользовалось Духовенство, относились жалованные и тарханные грамоты, а также несудимые. Эти грамоты полностью освобождали от обязанностей перед царем, освобождали от подсудности местным властям, запрещали им вмешиваться в дела духовного ведомства, давали право призывать людей и освобождали крестьян от податей если те на землях духовенства.347
  Заботой о материальном обеспечении Духовенства государи пеклися о существовании Церкви, утверждая этим господство христианства в Отечестве. Распространение христианства невозможно без участия Духовенства как особого сословия, на особом содержании. Никакие же другие источники его содержания кроме недвижимости назначить было нельзя.348 - 349
  Недвижимость ставила Духовенство в независимое положение от паствы, что обеспечивало ей авторитет в глазах народа. И если бы не недвижимость, то Церковь не могла бы выполнить своего призвания.350
  Обилие благ возбудило в нем дух корыстолюбия, но не у всех , а у меньшей части духовного сословия.351
  Осознавая это, само же Духовенство жаловалось на вред от богатства, этим особенно прославились «заволжские» старцы. Обилие имуществ стало невыгодно и другим сословиям.352
  Государей заботило уклонение духовенства от чистоты нравов, а также жалобы на последнее со стороны других сословий.353
  От немедленного исполнения намерений лишить то богатств царей удерживало исполнение ими же старинных обычаев.354
  И опасение, тем самым, посягнуть на права самой церкви. Цари XVII века находились под влиянием идеи жертвовать на помин души своей. Т. о. Осознавая необходимость ограждения от расширения прав Духовенства на недвижимость, они эту же недвижимость ей давали. 
О сочинении Лукашенко Николая: «В чем и как проявилась религиозность и церковность русских князей и государей в XVI – XVII веках». /Опубликовано в Протоколах заседаний Совета Императорской Казанской Духовной Академии за 1913 год. – Казань, 1914, - С. 222 – 226./
Ординарный проф. И. М. Покровский.
 
Рецензия э.о. проф., священника Ф. П. Успенского.
/Опубликовано в Протоколах заседаний Совета Императорской Казанской Духовной Академии за 1913 год. – Казань, 1914, - С. 227 –231./