НА ГЛАВНУЮ // публикации /

 

НАРТ/ Ф. 10/ оп. 2/ ед. хр. 120

Иконников Александр
О благотворном влиянии Русского духовенства на политическое состояние государства в период Монгольский.

Сочинение студента 5 курса КДА


Краткое содержание работы.

     После завоевания Руси монголами, те дают такие привилегии Духовенству, каких Оно не имело до этого трагического для отечества события. Нельзя говорить, что привилегии эти давались за то, что Церковь помогала захватчикам держать Русь в покорности. Как показывает история монголов до захвата Руси, уже на заре своей государственности те имели уважение к христианству. Что касается покорности, то Духовенство отлично понимало опасность преждевременного возмущения и посему ее необходимость. Что касается содействия становлению государственных отношений, то в первый период Духовенство лишь содействовало сохранению старых родовых отношений и поддержанию мира в отношениях между князьями. Причина этому в том, что отсутствовал князь, который понимал бы необходимость нового порядка, иными словами, созревший для единодержавия. Первым, кто обнаружил такого деятеля был святой Петр. Благодаря своей проницательности, он увидел в московском князе Калите нужные для будущего предводителя Руси качества: угодливость ханам, хитрость, уважение к Духовенству. Содействие построению единодержавия на Руси стало с этих пор главной задачей Духовенства. Самым выдающимся деятелем, не только сохранившим великокняжеский стол за Даниловичами, но и неоднократно спасавшим Русь от гнева ханов, был Алексий. Он даже под угрозой церковного проклятия заставлял князей повиноваться Москве. В начале XV века в линии Даниловичей вспыхнула усобица, поскольку в этот момент не было митрополита и некому было усмирять князей. Благодаря содействию Церкви Василий вернул свою отчину, что привело к окончательному краху удельных порядков. Это позволило захватить Новгород, что было необходимою мерой для предотвращения отпадения того в латинство. Обойтись без этого нельзя было и в главном мероприятии: свержении ига, ибо для этого нужна была единая Русь. Даже в этот решающий для будущего Руси момент Духовенство сыграло свою решающую роль, заставив Ивана III действовать решительно. Именно благотворная деятельность Духовенства и привела, в итоге, к процветанию России.

 


1

   С момента крещения церковь вступила в союз с государством и имела решительное влияние на его внешнюю и внутреннюю жизнь. Отличие образа действий католичества и православия во взаимоотношениях с государством: католицизм разрушает благосостояние последнего. Православная церковь, базируясь на ценностях любви и смирения, подобно матери оказывала влияние благотворное и живительное для России.

1/об./

   История Отечества – сплошное доказательство этого тезиса. Влияние церкви - основа настоящего политического могущества России, т.к. в тяжелое время Церковь употребляла все средства для возврата государственной власти ее мощи.

2

   Яркое тому доказательство – действие духовенства в период монгольского владычества. Этот период был самым бедственным для России, но сравнительно благоприятным для церкви. Батый в 1236г. вторгся в пределы Руси и опустошил страну.

2/об./

   Русь должна была признать над собой владычество варваров, ожидая от них насилия и угнетения. Нашествие застало Русь в период внутреннего расстройства. Прежние родовые отношения заменялись новыми: государственными. Ранее князья смотрели на Русь как на собственность целого рода, однако, со времени Андрея Боголюбского утверждается понятие о собственности и единство рушится.

3

   Род княжеский, размножившись, раздробил страну. Усобицы – результат того, что личные соображения князей возобладали над общим благом.

3/об./

   Внутренние междоусобия сделали государство легкой добычей соседей: Литвы, Монгольского государства. В каком же положении можно застать Русь через 200 лет после нашествия? Она окрепла, не потеряв самобытности, свергнула ненавистное иго.Где причина такого счастливого переворота?

4

   Вот возможное объяснение этому - характер и мудрая политика московских князей, но главное здесь не это, а влияние Церкви и духовенства, как на монголов, так и на самих князей. Раскрытие этого благотворного влияния и есть цель работы.

4/об./
Глава 1

   Монгольское владычество носило довольно благоприятный характер, поскольку те не вмешивались в дела Руси, довольствуясь данью.Еще более благоприятность усиливалась фактом уважения к Русской Церкви со стороны монголов до самых последних дней ига.

5

Так, при переписи, предпринятой Менгу-Тимуром, лишь духовенство не вошло в число переписанного населения. Хороший прием митрополита Петра картина из той же оперы.    В чем причина такого благоволения? Некоторые видят ее в политических соображениях: церковь помогала держать в подчинении народ/ссылка на Карамзина: 5-й том его « Истории» /, но это несправедливо. Ханами руководило лишь религиозное чувство.

5/об./

   Именно это и побудило тех объявить всем в империи, что церковь беспошлинная.
Религиозное чувство проявилось и запрете грабежа Церкви. Своими ярлыками ханы даровали право безотчетного церковного суда с запретом князьям вмешиваться в дела на церковных землях, дабы никто не мешал митрополитам молиться за них.

6

   Отсюда видно, сколь велико в монголах уважение к Русской Церкви, вере, духовенству, что в них пробуждалось желание снискать милость Божию посредством милостей к Церкви. Уважение к церкви имело важней шее значение для политической жизни Руси, т.к. захватчики оставили в неприкосновенности основу народа Русского: Его веру. Еще одно важное последствие этого факта – уважение к вере вызвало и уважение к законам и уставам, как угодным Богу. Т. о. Уважение к Церкви было порукою неприкосновенности прав и самобытности Руси.

6/об./

   Это положение Церкви помогало избегнуть двух крайностей. Первая из них – преждевременное возмущение игом, которое могло бы привести к гибельным последствиям. Поэтому Духовенство активно пропагандировало смирение перед завоевателями. Вторая крайность – сближение с монголами восприятие их обычаев, понятий и образа жизни. Здесь противодействие было необходимым, поскольку без этой меры был риск потерять всякую самобытность. Основным противодействием этому была сама вера православная, ибо человек исповедуя святую веру, чувствовал свое нравственное превосходство перед варварами.

7

   Это чувство с одной стороны спасало от влияния захватчиков, с другой – сохраняло решимость сбросить иго. Наконец, тот факт, что целое сословие благодаря ханской милости приобрело такие права, богатства, преимущества, которые она не имела и в лучшие времена независимости, был благотворен для Отечества. С одной стороны пользуясь видным местом в государстве, духовенство воздействует на него, с другой – оказывает влияние на монголов.

7/об./

   Так что же было причиной такого отношения монголов, людей чужой веры, к Духовенству, где был корень уважения к православию? Сколь много ни говорит в их пользу отношение монголов к вере, однако, оно не делает честь образованности этого племени. Они долгое время не имели своей религии и находились в плену у суеверий и темных верований. Именно это и заставляло их смотреть с уважением и страхом на другие религии.

8

   Сам Чингиз равным образом боялся всех богов и уважал представителей всех вероисповеданий. Он считал, что божества, которые те представляют, могу наводить на народы добро и зло. Это отношение к религии через «книгу запретов» завещано его потомкам. Впрочем, монголы и задолго до Чингиза были знакомы с христианством, некоторые из племен даже приняли это вероисповедание.

9

  Этим можно объяснить присутствие Духовенства при дворе, например, Гаюка: подле его шатра стояла христианская часовня. Уже к моменту завоевания Руси монголы не были в неведении относительно Бога христианского и веры в него. Следовательно, отношение к Русской вере могло зависеть от их отношения к христианству в целом, от их отношения к вере вообще, возведенное в степень закона.

9/об./

   Но отсутствие собственной религии не могло продолжаться долго, т. к. в заволжских степях, где обосновались завоеватели, господствовало мусульманство.

10

   Первым на это вероисповедание обратил свой взор Берке, а через 45 лет, при Узбеке, оно окончательно утвердилось в ранге государственной религии. Однако, этот факт почти никак не повлиял на отношение к Духовенству Русскому, красноречивое свидетельство сему - ярлыки ханов.

10/об.

   Чем же можно объяснить столь долгое уважительное отношение ханов к Духовенству Руси? Причина этому – пастыри Русской церкви с их ревностной готовностью к распространению истин св. веры в среде поработителей, их подвигами добродетели и благочестия, подкрепляемыми чудесными знамениями.

11/об./

   В 1261 году митрополит Кирилл основал в Сарае епископию, которая пополнялась прихожанами и за счет местного населения. На соборе 1301 года, где в ранге епископа Сарайского присутствовал Феогност, был поставлен вопрос о причащении и крещении татар. О значительности этих обращений здесь говорить нельзя, но об отсутствии препятствия этому со стороны хана можно.

12/об./

   О высоком доверии со стороны хана свидетельствует, например, вот какой факт: Менгу-Тимур, пользуясь тем, что епископ Сарайский должен был ехать в Византию по делам митрополита Кирилла, передал через него дары императору и послание.

13

   Ханский двор кроме постоянного пребывания еще и посещался митрополитами, как по духовным, так и по светским делам. Но никто так не завоевал уважения ханов, как митрополит Алексий.

13/об./

   О его добродетелях знали еще до посещения им Орды. А когда жена Чанибека заболела, тот немедленно послал за митрополитом. Знамения об успешности возложенной на Алексия миссии были еще до его поездки: сама собою зажглась свеча пред иконой Богоматери. Тайдулла прозрела после того, как митрополит, прибыв в Орду, окропил ее глаза святой водою.

14

  И ничего удивительного нет в том, что многие мурзы после этого были обращены в христианство, в т. ч. сыновья хана Кульпы. Итак, ближайшая причина того, что монголы, до самого конца ига над Русью, уважали Духовенство заключается в высоком нравственном влиянии Пастырей Русской Церкви на монгольских ханов.

14/об./

   Это влияние не позволило предпринять что – либо решительное против христианства. Государство Русское в период монгольский обязано сохранением своей самобытности и народности именно духовенству. Непомерное корыстолюбие завоевателей легло тяжким бременем на плечи предков наших. Здесь и насилия послов, и зверства баскаков и опустошение страны.

15

   Тяжелее всего пришлось князьям, непосредственно общавшимися с теми и с другими. Поездки в Орду ко двору хана были еще опаснее и унизительнее, т. к. князья вынуждены были лестью завоевывать расположение двора, кланяясь последнему татарину, привозя богатые подарки. При этом они не были в уверенности: а не придет ли хану в голову казнить их лишь по своей прихоти? Жалобами на ханское насилие полны наши летописи.

16

   При столь грубых нравах тем более понятно, сколь велика польза от ханского благоволения к Духовенству, дававшему возможность последнему печаловаться за опальных князей. И те, отправляясь в Орду, знали это. Пример: кн. Василько, взявший епископа Иоанна в 1261году для помощи в разговоре с баскаком.

16/об./

   Пользовались духовенством и ханы, зная их умение воздействовать на князей, те поручали им разбирать споры, усмирять буйства, предотвращать кровопролитие, чего в отношениях между князьями в то беспокойное время с избытком хватало. Духовенство умело использовало свой авторитет, как для усмирения князей, так и для избавления от притеснений там, где это было возможно.

17

   Красноречивый пример последнему – события вокруг воцарения Бердирбека. Убив отца, тот сам занял ханский престол, после чего почувствовал сильную нужду в деньгах. Поездка в Орду Алексия, использовавшего весь свой талант красноречия, избавила Русь от намерения хана восполнить эту нужду за счет Руси наложением тяжелой дани. По возвращении митрополита домой его приветствовал весь народ во главе с восьмилетним князем и боярами, благодарившими его за избавление от насильства.

17/об./

   Несомненное уважение ханов к Духовенству, высокие церковные и государственные доблести пастырей убеждают нас в немаловажности заслуг Русского Духовенства перед Отечеством. Все, что можно было требовать от Него для облегчения государства, оно выполнило.

18

   Благодаря содействию духовенства нечего было опасаться за политический быт наших предков, ибо отношения победителя и побежденного во многом зависят не только от первого, но и от внутреннего состояния второго. Неприкосновенность веры давала Руси право на отдельное политическое существование, это способствовало накоплению сил для будущей борьбы с монголами.

18/об./

   А каково влияние Духовенства на развитие внутреннее, способствующее укреплению государства?


Глава 2

   Что помогло захватить Русь? Разобщенность князей! Ее преодоление помогло бы освободиться от захватчиков. Каждый князь в своих отношениях с другими стремился к преобладанию. Этот факт давал надежду на объединение страны под властью самодержца в недалеком будущем,

19

   поскольку кончилось бы все это подчинением всех их одному сильнейшему. Положение пастырей в обществе и образ их деятельности в совокупности с высоким положением в государстве позволяло Духовенству воздействовать на ускорение этого процесса.

19/об./

   Глас пастырей останавливал междоусобия князей-родичей. А где тех не было, например, в Новгороде, духовные лица стали главными сановниками. При всей сумме благоприятных обстоятельств: уважению и высокому положению государстве, милости ханов, Духовенство осталось верно идеалам Восточной Церкви не стремясь к преобладанию в гос-ве.

20

   Это не давало повода к подозрению со стороны князей и увеличивало уважение к Духовенству. В государстве, где князья ополчались друг на друга, жизненно важно было иметь сословие, которое было бы чуждо мирских устремлений, было сословием священным и неприкосновенным, пользовавшимся равным уважением всех враждующих сторон. Именно в этом и было великое значение Духовенства в деле соединения Земли Русской.

20/об./

   В то время как власть великокняжеская была разделена, Русь соединялась духовной властью митрополита.

21

   Он под угрозой лишения сана заставлял нижестоящих архиереев воздействовать на князей своей епархии с целью установления гражданского порядка. Т. о. Духовенству как сословию, постоянно стоящему на страже нравственного единства Руси, духовного и гражданского порядка в обществе это самое общество сообщало уважение и почет. Имея такой нравственный авторитет и весомость голоса, куда бы он ни исходил, Церковь не могла не действовать на благо государства. При этом Она отчетливо сознавала необходимость единодержавия, с которым был согласен сам дух православия, что наглядно видно на примере уже освятившей власть самодержавную единоверной нам Греции. Но при всем желании иметь новый государственный порядок, Церковь, все же, могла ограничиться лишь содействием делу князей по его построению. Объяснение этому простое: Церковь строго держалась в пределах своих, чураясь чуждой ей государственной области. Поскольку первый князь, который начал построение государственного порядка, был Иоанн Калита, то и о содействии Церкви в деле построения единодержавия можно говорить лишь с этого времени.

22/об./

   В первую половину эпохи владычества монголов князьям, как это не прискорбно, не хватало государственных способностей. Внешние обстоятельства были весьма не благоприятны для установления чего-то нового в государственных порядках. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Церковь занималась лишь поддержанием в сохранности старых родовых отношений. В той суровой обстановке было весьма благоразумно не предпринимать ничего противного монголам, т. к. власть ханов была еще в силе. Образ духовенства изменился лишь с тех пор, как под мудрым управлением Калиты и его преемников Русь успела отдохнуть и окрепнуть.

23
A

   Еще задолго до монголов Киев потерял свое значение, а при нашествии Батыя и вовсе его утратил. Митрополиты же жили все еще там, среди слабых князей и в отдалении от сильных. Казалось бы, что проще: пользуясь правами, полученными от монголов, слабостью и разъединением князей, авторитетом в их среде, легко подчинить их своей власти. Но Духовенству, не стремившемуся отделить себя от народа, был чужд этот дух папизма. Именно бедственное состояние Отечества и побудило Святителей наших жить во Владимире, куда кафедра митрополита и была перенесена в 1299 году из Киева.

24

   Здесь легко было наблюдать за усобицами князей и отношениями с монголами.

1

   Согласуя свою деятельность с понятиями о единодержавии, Духовенство постоянно заботилось об усилении князя старейшего, считая этот путь средством избавления от бед государства. Но Оно не вмешивалось в волю хана, определявшего самочинно кому дать Владимирский стол.

24/об./

   Церковь выступала лишь против посяганий на прерогативы великого князя со стороны его менее удачливых соперников и Великого Новгорода, защищая ханского назначенца. Например князь Тверской в 1312 году стремился к захвату Владимирского стола, однако, вынужден был распустить войско, поскольку не получил благословения от митрополита.

25/об./

   Пастыри, действуя в поддержку великого князя, тем самым стояли выше местных княжеских интересов.

26

   Даже епархиальное духовенство, выбираемое князьями и только поставляемое митрополитом, т. е. зависевшее от местных интересов сильнее, чем от митрополита, все же поддерживало его стремление к единовластию. Вот как глубоко укоренилась в Духовенстве мысль о укреплении великокняжеской власти, что даже областные пастыри являются поборниками этой идеи.

27

   В первом периоде власть Духовенства проявляется в укреплении мира между князьями. Так, Андрей Александрович, вняв мольбам епископа Твери, оставил в покое брата Дмитрия и возвратился в свою отчину: Городец. Епископ Ростовский ,Прохор, примиривший Юрия с Александром Тверским после смерти Михаила, содействовал заключению мира между ними.

27/об./

   В обоих случаях пастыри являлись связующим звеном в деле сохранения мира между русскими областями. Видно также, что Духовенство уважало в лице Юрия великого князя, не взирая на тот факт, что куплено это его положение кровью Михаила. Такое отношение к старшему князю прямо исходит из родовых понятий, по которым тот мог требовать уважения и повиновения, но и сам, исходя из них же, обязан был заботиться о младших.

27/об./ - 28

   Однако, причиной отсутствия последнего обстоятельства было корыстолюбие самих князей, помноженное на отсутствие доблести желание усилиться за счет слабых, что позволяло сильное положение великого князя. Прибавьте ко всему этому незрелость государственных понятий, постоянное вмешательство самих монголов и Вы получите ясную картину того, что все это не несло выгод для Отечества. Ясное осознание этого и побуждало Духовенство усмирять буйство князей в желании тех посягать на права старшего князя.

28

   В 1321 году на берегу Волги Юрий и Дмитрий Тверской сошлись полками, но епископ Тверской Андрей не допустил кровопролития. Духовенство заботилось о мире и в каждом княжеском роде в отдельности.

28/об./

   Епископы во вверенных им епархиях считали своей священной обязанностью приводить мир в общество.

29

   Впрочем, как ни старались они водворить мир во имя родовых, нежели государственных интересов, особо большого успеха это не имело. Казалось и главная цель: избавление от ига все более и более удалялась.

29/об./

   Князья не всегда слушались пастырей, великие же князья не всегда могли их усмирить. Александр Невский еще мог обуздать княжеское буйство, но по смерти его делать это стало некому, страна в полной мере погрязла в усобицах, не взирая на мольбы митрополита.

30
2

   Для сохранения Руси было необходимо покорение поработителям и Церковь, в лице своих просвещенных пастырей, лучше всех это понимала. Поэтому Она постоянно внушала покорность к монголам и народу, и князьям. Князья, понимающие необходимость смирения и опасность преждевременного возмущения, получали поддержку Духовенства.

30/об./

   Уже упомянутый выше Александр Невский, как раз пример такого государственного деятеля. Это видно на примере усмирения им брата и Новгорода для чего Он даже выпросил войско в Орде.

32
B

   Круг воздействия на политическую жизнь Руси со стороны Духовенства не был широк, т. к. отношения между князьями были запутаны столь сильно, что на тот момент не оказалось личностей, способных их упорядочить.

33

   Но как только появился князь, способный на это, готовый преследовать цель воссоединения земли, то Духовенство с готовностью стало поддерживать его своею духовною силою. Благодаря содействию Духовенства дело Калиты быстро принялось и развилось его преемниками. И чем далее шло это соединение, тем сильнее ратовало Духовенство против врагов единодержавия и государства. Политическое состояние Руси на момент вокняжения Калиты было следующее: Русь делилась на независимые княжества, где каждый князь не только не стремился к покорности великому, но и при случае делал попытки скинуть того и занять этот пост. Тот факт, что споры князей, зачастую, решались оружием или произволом хана, в немалой степени, подпитывал такое отношение к старшему князю.

34

   Поэтому, лишь после того, как пост великого князя сможет задержаться в одном каком-либо роде, можно было приступать к искоренению удельной системы. Это самое искоренение и было целью государственной деятельности рода Ивана Калиты до Дмитрия Донского, который добился этой цели. Но уже при Калите можно говорить и том, что господство на Руси закрепилось за Москвой. Насколько содействовала церковь этим политическим стремлениям московских князей?

34/об./
1.а

   Первым поборником самодержавия можно назвать св. Петра, остановившего Дмитрия Михайловича от попытки забрать престол великого князя у Юрия Даниловича.

35

  Однако, он не искоренил вражды между Тверским и Московским княжескими домами, многие представители которых погибли в Орде. Выход из создавшегося положения был один: возвышение одного рода на тот уровень, чтобы все князья ему беспрекословно подчинялись. Этим и достигалась замена родовых отношений на государственные. Но если митрополит хотел содействовать становлению самодержавия, то он должен был перенести кафедру из Владимира – символа древних прав в один из стольных княжеских городов. А поскольку св. Петр был просвещенным пастырем, он хорошо понимал всю важность этого шага для России.

35/об./

   Посмотрим на князей, чтобы понять: кого выберет Петр. Московские князья были хитры и умели услужить хану, Калита при всех этих достоинствах не имел нравственных недостатков своего брата. Такой-то князь и был нужен Петру, и тот предпочел славной и сильной Твери слабую Москву.

36

   Здесь Петр увидел Иоанна, сияющего православными добродетелями, воздающего честь божиим церквам и их служителям. Петр завещал похоронить себя в Москве, видя в этом знак великого будущего этого славного города.

36/об./

   Преемники же Петра по митрополичьей кафедре оставлять гроба его не захотели. Если учесть то влияние и авторитет, которые имело Духовенство на Руси, без труда можно понять какая связь между перенесением кафедры в Москву и возвышением города над всеми другими, ставшего в 1328 году центром великого княжения.

37

   Св. Петр почил 20.12.1326 и чего не успел сделать он, довершил его преемник – Феогност. Своим ревностным содействием великому князю он был строг с теми, кто противился Калите. Пример тому – Псков, который навлек на себя его гнев из-за отказа выдать Александра Тверского.

37/об./

   Нередко, когда Калита карал силою непокорные области, те выбирали посредником митрополита для замирения с великим князем. То, что Феогност действовал против строптивых к Ивану Даниловичу, князей было неоценимой услугой с его стороны, именно благодаря которой потомки его и стали сильнейшими на Руси.

38

   Калита ценил эту помощь и пытался украсить город храмами. Народ начал смотреть на Москву, как на град богоспасаемый. Последним обстоятельством и можно объяснить тот факт, что Калита принял титул "великий князь всея Руси".

38/об./

   По смерти Калиты Симеону посмел противиться лишь Новгород, который быстро был им усмирен, причем с взятием черного бора. Деньги пришлись кстати т. к. Чанибек, вставший на престол убив своего отца - Узбека, испытывал сильную нужду в деньгах. Понятно, что нужду эту лучше всех могли удовлетворить великий князь и митрополит.

39

   Симеон был выпущен из Орды с великою честью и пожалованием, что еще более убедило всех в необходимости покорности ему.

39/об./

   Преемником ему стал Иоанн, не обладавший достоинствами своих предков.

40

   И когда в Орде Чанибек, в свою очередь, был убит сыном Бердирбеком, и последнему тоже понадобились деньги, хан не замедлил с требованием внеочередной дани. Иоанн нашел мудрого защитника в лице митрополита Алексия, ставшего единственным щитом между возрождающейся Русью и монгольским насилием.

41

   По смерти Иоанна забот Алексию прибавилось. Нужна была вся сила духовного авторитета митрополита, для того чтобы удержать князей в повиновении малолетнему преемнику – Дмитрию и сохранить за тем великокняжеский престол, не смотря на поползновения на это место со стороны Дмитрия Константиновича.

41/об./

   Хоть Алексию и пришлось венчать суздальского князя, но он остался в Москве как залог того, что мудрыми распоряжениями бояр та вновь возвысится. В тот момент было важно оградить безопасность Москвы, сохранив Ростов, Галич, Стародуб в подчинении и оговорив отношения с Владимиром Андреевичем Серпуховским. Распорядителем в этом договоре и выступил митрополит. Мир в доме князей московских был сохранен.

42/об./

   Был ли мир в других княжеских домах? Князь суздальский Дмитрий Константинович по смерти Андрея Константиновича должен был занять Нижегородский престол, но Борис отнял у него это право.

43

   Первый попросил выступить в роли арбитра великого князя с чем последний с успехом и справился, правда не без помощи церкви. Духовенство помогло, затворив храмы и лишив кафедры мятежного епископа.

43/об./

   Междоусобные споры не минули и Твери, где князья повздорили из-за наследства Симеона Константиновича. Дело дошло до третейского суда в Москве где, не смотря на заверения Алексия, Михаил был арестован. Свободу помогло вернуть удачное посещение города татарскими князьями.

44

   Михаил стал непримиримым врагом и митрополита, и великого князя. Для борьбы с ними он вооружил на них своего родственника, Ольгерда. Русские князья отказали в помощи Москве, за великого князя вступился Алексий. Он предал князей церковному проклятию, назвав этот их поступок изменой великому князю.

45

   Митрополит содействовал укреплению Москвы еще и тем, что снимал крестное целование с тех, кто переходил от Ольгерда к московскому князю.

45/об./

   Патриарх же не обращал внимания на жалобы Ольгерда. Все попытки разбить Русь рухнули о действия митрополита, и Михаил вынужден был подчиниться Дмитрию Ивановичу.

46/об./

   Другой конфликт изматывал землю Московскую: с Олегом Рязанским. Устав от него, Дмитрий стремился к миру при посредничестве Сергия Радонежского.

47

   Т. о. Стараниями Духовенства Дмитрий утвердил за собой право на старейший Владимирский стол.

1.б

   Узы рабства от ига с постепенным возвышением Москвы слабели, но для того чтобы решиться его полностью свергнуть, Дмитрию нужно было упование на помощь Божию. Кто мог сообщить ему в этом уверенность лучше, чем Пастыри Церкви?

48/об./

   В момент, когда рать уже стояла наготове, князь решил посетить Троицкую обитель за благословением отца Сергия. Именно этому благословению современники и приписывали решимость Дмитрия пойти на Мамая.

50
2.а

   Князья Московские, понимая необходимость расширения пределов, считали присоединение Нижегородского княжества важнейшим делом.

50/об./

   Василий Дмитриевич достиг этой цели не без помощи со стороны Духовенства, впрочем, предательство бояр тоже помогло захвату семьи нижегородского князя.

51

   Сам Василий Дмитриевич получил свой стол уже по новому праву первородства.

51/об./

   В назначении преемника он руководствовался тем же мудрым законом. Митрополит Фотий предпринял много трудов по обереганию его воли от посягательств Юрия Галицкого.

52

   Фотий пытался убедить того для чего приехал в Галич, но , видя непреклонность Юрия, покинул город без благословения последнего. Место это сразу охватила моровая язва, которую растолковали как знамение. Это заставило Юрия уступить и бить челом митрополиту.

53

   Вскоре, однако, и Московское княжество не минула смута. Церковь же, не имея пастыря, не могла оказать воздействия на разгорающийся конфликт.

54

   Но и здесь Духовенство по мере сил воздействует на князей, так Дмитрия Шемяку убедил к примирению игумен Троицкий Зиновий в 1441 г. Это все же не изменило ситуации и не помешало Шемяке совершить ряд преступлений и занять стол великого князя.

55

   Настойчивость Ионы вынудила того выделить семье свергнутого князя удел в Вологде. Вскоре с пострадавшей стороны сняли крестное целование и убедили искать своей отчины. Через 5 месяцев Василий ее вернул.

56/об./

   И в дальнейшем Духовенство защищает права Василия II, указывая Шемяке на те беды, которые принесло его насильство.

58

   В сражении под Галичем в 1450 году он был разбит наголову. Смирившись было, Шемяка снова восстал результат чему вышеуказанное обстоятельство.

59/об./

   Духовенство деятельно преследовало его. Торжество Василия окончательно потрясло удельную систему.

60/об./

   После этого внимание было обращено на Новгород, доселе равнодушный бедам остальной Руси.

61

   После усмирения Москвою всей остальной Руси тому оставался лишь выбор между окончательным подчинением Москве и Литвою. Последний вариант был равносилен отпадению от православия. Неудивительно, что ему противилась архиепископская власть, имевшая в городе высокое политическое значение.

63/об./

   Новгородцы были вольны в выборе между митрополитами Московским и Литовским при поставлении своего архиепископа. Приверженцы Марфы обратились в сторону Литвы. Они стремились опорочить Феофила, избрав Пимена архиепископом Великого Новгорода. С увещеванием к ним обратились Иван III и митрополит, уговаривая не отпадать в латинство.

64

   Взявшись за оружие, Иван представил это не только государственным мероприятием, но и делом церкви.

65
2.в

   Новгород своим независимым государственным бытом был препятствием для главного дела великих князей: свержения ига.

66/об./

   Поскольку, без единого распорядителя над Русью было опасно выступать против Орды.

68/об./

   Но вот наступил, наконец, памятный момент для России: 1480 год. Духовенство приняло решительное участие в этом мероприятии, т. к. знало, что осторожность Ивана III в данном случае может погубить дело.

69

   Общее желание Духовенства и народа было вступить решительно в битву, медлительность же князя возбудила общий ропот. Увещевания Вассиана и прочего духовенства побудили того выступить из Москвы и пойти на Орду.

69/об./

   Много высоты и величия показала Церковь русская. Не ища личных выгод, наше Духовенство старалось

70

   направлять московских князей на пользу государству

70/об./

   За свою помощь они не требовали от князей новых прав. Духовенство наше во всем протяжении борьбы единовластия с уделами преследовало цель собирания земли русской в одно целое. И возвышения власти московского князя до власти самодержавной, государственной. И не смотря на все преимущества, данные Церкви ханами, духовенство побуждало народ к свержению их ига.

Отзыв:

     Предмет раскрыт удовлетворительно, мысли автора основаны на исторических свидетельствах, слог правильный и ясный. Сочинение весьма хорошее.

Ректор Архимандрит Агафангел.

Используются технологии uCoz